28 янв. 2010 г.

Одна баба с презлою физиономией в 1861 году

…я прибыл в Большую Куликовку. И ныне эта деревня произвела на меня столь же неприятное впечатление, как десять лет тому назад, когда я еще впервые посетил её. Мужеское население её, как видно, крепко придерживается чарочки и пропивает в находящемся на противоположном конце её кабачке, не только излишки своих заработков, но и последнюю трудовую копейку. Оттого здесь много плохих изб, кое-как прикрытых полуразвалившимися соломенными кровлями.

Пока переменяли мне лошадей, я вошел в одну избу, чтобы выкурить папиросу, и в ней, как будто нарочно, мне пришлось быть свидетелем самой неприятной семейной сцены: одна баба с презлою физиономией, сидевшая за ткацким станком, бранила другую больную, лежавшую на печи с двумя своими детьми; третья колотила за что-то девчонку, лет 8-ми; три пьяных мужика ругались между собою и с бабами. Ссора и брань больших и малых представляла возмутительную картину. Не докуривши моей папиросы, я вышел вон, на свежий воздух, где пьяные мужики запрягали лошадей в мой тарантас.

К сожалению, сцены подобного рода принадлежат еще к числу самых обыкновенных явлений в быту простого нашего народа. Мстительность и жестокость — эти источники различных уголовных преступлений, весьма часто обнаруживаются в его характере. Неужели эти дурные наклонности врожденны ему и ничем не могут быть, если не совершенно искоренены, то, по крайней мере, значительно ослаблены? Мне кажется, что ответ на этот вопрос может дать нам история...

Тарачков Александр Степанович
Путевыя замѣтки по Орловской и сосѣдним с нею губерніям
1861 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий